О празднике Успения Пресвятой Богородицы
0:00
14 августа
Поделиться
Твитнуть
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

— Отец Константин, Успенский пост часто ассоциируется у людей со Спасами. Давайте начнем с первого — Медового Спаса, 14 августа. Почему он так называется и в чем его смысл?
— Медовым Спас стал потому, что в августе как раз заканчивается сбор меда. Это прекрасная народная традиция, когда верующие, приходя в праздник в храм, освящают новый урожай меда. Церковное название этого дня — Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Это праздник, который возник из древней традиции совершать в августе в Константинополе крестный ход с Крестом Господним, а также выставлять святыню для народного поклонения. Средневековому городу было непросто пережить летнюю жару, нехватку питьевой воды и эпидемии, а потому верующие усердно молились в этот тяжелый период Богу и просили у Спасителя помощи.
В Русской Православной Церкви в этот день также вспоминают победу Андрея Боголюбского над волжскими булгарами, которая была одержана им в ХII веке. В благодарность за победу, совершенную помощью Господа и Матери Божьей, в этот день было установлено чествование Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы.
— Затем, 19 августа, мы отмечаем Яблочный Спас. Каково его церковное название и о каком событии он нам напоминает?
— Яблочный Спас — это народное название церковного праздника Преображения Господня. Это один из двенадцати двунадесятых праздников в церковном календаре. В этот день мы вспоминаем евангельское событие: перед тем как пойти на Крестную Смерть, Христос вместе с тремя учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — отправился на гору, где в чудесном Преображении им была явлена Его Божественная природа. Это было сделано для того, чтобы укрепить их в вере перед предстоящими страданиями. А "Яблочным" его назвали, потому что в конце лета было принято освящать урожай. И хотя в разных регионах он разный, самым распространенным и доступным фруктом в России были и остаются яблоки.
— И, наконец, Ореховый, или Третий Спас, который приходится на следующий день после Успения. О чем этот праздник?
— «Ореховый", "Хлебный", "Третий Спас", иногда еще "Спас на холсте" — это народные названия праздника, который отмечается 29 августа. В этот день верующие вспоминают Перенесение Нерукотворного Образа Христова из Едессы в Константинополь, которое произошло в 944 году. Этот образ особенный: он был назван Нерукотворным потому, что не был написан человеком, а отпечатался на плате, которым Господь еще при жизни вытер Свое лицо. В Русской Православной Церкви Нерукотворный Спас стал одной из самых любимых и почитаемых икон. И, конечно, в этот день тоже приносили в храм на освящение урожай — орехи и хлебные колосья.
— Отец Константин, что самое важное в Успенском посту?
— Народная традиция освящения нового урожая — будь то мед, яблоки, виноград или орехи — издавна является частью Успенского поста. С благодарностью и молитвой верующие несли в храм то, без чего было бы тяжело пережить зиму. И сегодня освящение плодов и меда остается прекрасной традицией.
Однако, и это самое главное, важно, чтобы вопросы вроде "обязательно ли есть мед в Медовый Спас?", "сколько и каких нужно нести в храм плодов?" или "можно ли есть яблоки до Яблочного Спаса?" не затмевали истинный смысл поста.
В период Успенского поста, как и любого другого поста, мы должны уделять внимание своей душе, своему внутреннему состоянию. Баночка меда или корзинка с яблоками, с которыми верующие идут в храм в определенные дни, — это лишь приятное и радостное дополнение к Божественной Литургии и совместной молитве. Главное — это наше духовное делание: покаяние, молитва, воздержание, стремление к добру.
— Название праздника — «Успение» — может звучать непривычно для современного человека. Расскажите, пожалуйста, почему этот день так называется и что означает это слово в церковной традиции?
— Действительно, слово «Успение» в контексте этого праздника имеет очень глубокий богословский смысл. Оно отражает христианское отношение к смерти. Для христиан смерть — это не конец нашего существования, а лишь сон. Усопший человек на время оставляет этот земной мир, чтобы после всеобщего воскресения снова вернуться к жизни, но уже в преображенном теле и в вечности с Богом.
Само Евангелие свидетельствует, что Христос называл смерть именно успением. Вспомните, когда Он воскрешал дочь начальника синагоги Иаира, Он сказал: «Не умерла, но спит» (Мф 9:24). Или когда Его друг Лазарь заболел и умер, Господь сказал: «Лазарь, друг наш уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11:11). Даже о Самом Христе в пасхальном песнопении поется: «Плотию уснув, яко мертв…». Это показывает, что сон — это временное состояние перед пробуждением.
— Поэтому, наверное, в народе праздник Успения Богородицы иногда называют «малой Пасхой»?
— Совершенно верно! Подобно тому, как Христос на третий день пробудился от смертного сна и воскрес телесно, так и Успение Богородицы оказалось всего лишь кратковременным сном. Господь Иисус Христос воззвал Свою Пречистую Матерь от земной смерти к вечной жизни, и на третий день после Ее упокоения апостолы убедились, что Она не просто жива. Она была взята на Небо с душой и телом, и теперь «пребывает с нами всегда и везде, утешая и поддерживая нас на пути ко Христу».
На примере Пресвятой Богородицы мы убеждаемся: Воскресение Христово действительно стало той великой победой над смертью для всех, кто пребывает в общении с Ним, кто верит в Него и старается следовать Его святым заповедям. Поэтому Успение — это не день скорби, а день радости и надежды на наше собственное будущее воскресение и вечную жизнь с Богом.
— Благодарим Вас, отец Константин, за беседу.
Беседовала Оксана Чадаева