Праведный путь героя: подвиг солдата Великой Отечественной

0:00 7 мая
24
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Материал о своем отце — герое-­фронтовике Праведном Викторе Моисеевиче предоставила его дочь Тамара Викторовна, предварительно позвонив в редакцию газеты. Так совпало, что звонок поступил на следующий день после моего разговора с выпускницей 1976 года Лысогорской средней школы № 1 Натальей Дерябиной (Евсеевой).

В разговоре Наталья делилась душевными воспоминаниями: о своей юности, школьной поре, об учителях родной Лысогорской школы, среди которых было много участников Великой Отечественной вой­ны. И речь зашла именно об учителе истории — Праведном Викторе Моисеевиче. Много добрых слов ему адресовала Наталья — честный, справедливый, грамотный, любящий и знающий свой предмет и бесконечно добрый.

Вот такие неслучайные случайности предшествовали нашей встрече с дочерью героя. Тамара Викторовна рассказала о том, что в семейном архиве сохранились рукописные тексты Виктора Моисеевича, в которых он описал свой жизненный путь. Трудные, порой невыносимые события военного времени не сломили его. Он все выдержал, вернулся домой Героем и прожил жизнь, достойную своей фамилии.

Ниже предлагаем вниманию читателей материал, написанный по рукописям Праведного Виктора Моисеевича.

«Праведный Виктор Моисеевич родился 28 ноября 1918 года в селе Гайворон Аткарского района Саратовской области.

Его родители, Моисей Анисимович и Прасковья Ивановна, переехали в Саратовскую область в 1906–1907 годах из Киевской области Белоцерковского района. Занимались сельским хозяйством. В семье воспитывалось 5 детей. С восьми лет Виктор пошел в школу, учеба ему давалась легко, особенно нравилась математика.

Школу окончил успешно, в 1936 году. Поступил в Аткарское педагогическое училище. В педучилище учился отлично, был классным старостой, членом профкома. В 1937 году вступил в ряды комсомола. Еще в педучилище считался лучшим лыжником, на протяжении всех лет учебы входил в состав лыжной команды, которая всегда занимала первые места в районных соревнованиях.

Окончил училище в 1939 году и был направлен учителем русского языка и литературы в неполную среднюю школу бывшей республики немцев Поволжья, с. Кано. В феврале 1940 года был призван на службу в ряды Советской Армии в часть, которая базировалась в г. Белая Церковь Киевской области.

Виктор был зачислен в спецшколу по подготовке связистов, включен в специальный взвод радиотелеграфистов для работы на радиостанциях коротковолновых малой и средней мощности. Весной 1941 года перебазировались в г. Острог. Вой­на застала его в районе г. Луцк, ст. Киверцы. И уже 24 июня вступили в первый бой.

Все время находился на передовой, поддерживая связь с КП (командным пунктом) дивизии. Приходилось вступать непосредственно в бой, когда фашистские автоматчики прорывались на КП полка. Ходил в разведку через передовые линии.

В марте 1942 года за успешные действия в боях на полях Славянска и Барвенково, уничтожение группы фашистов, пытавшейся ворваться на КП, был награжден орденом Отечественной вой­ны II степени.

В мае 1942 года попали в окружение. Подразделение было разбито. Во время этого боя был сильно ранен в левый бок осколком снаряда. Зажимая рану, лежал в окопе, через который переехал фашистский танк. Вслед за танками двигалась пехота противника. Тех, кто не мог подняться, добивали.

Превозмогая боль, Виктор поднялся. Так он попал в плен…

Согнали наших бойцов и погрузили в товарные вагоны с зарешеченными колючей проволокой окнами. В каждом вагоне было столько людей, что только можно было сидеть на голом полу. Двое суток без пищи везли в неизвестном направлении. Привезли бойцов в г. Проскуров, ныне г. Хмельницкий. Выгрузили в военном городке, обнесенном колючей проволокой.

Военный городок был превращен в лагерь для военнопленных. Началась лагерная жизнь. Ежедневно гоняли на работы, кормили очень плохо. Через какое‑то время работоспособная часть узников была отобрана для работ в самой Германии в г. Дортмунд.

И тут пришлось столкнуться с предательством. Его друг, с которым Виктор сдружился еще в лагере г. Проскурова, ушел служить к немцам полицейским. Надо было поскорее избавиться от присутствия этого человека. Как раз в то время приехал в тот лагерь владелец угольных шахт, отобрал 150 человек для работ на шахте, и Виктор уехал туда.

Работали по 12–16 часов. В лагере постоянно создавались группы единомышленников, которые оказывали поддержку друг другу. Основной целью было — как можно больше саботировать работу, портить орудие труда и подготовиться к побегу.

Находились и среди немцев люди, которые сочувствовали и стремились помочь нашим бойцам в побеге. В связи с поражениями на фронте эсесовцы зверели и возмещали злобу на заключенных, антифашисты радовались и сообщали им новости с фронта.

Подходила к концу грандиозная битва на Курской дуге. В конце июля 1943 года они с товарищем бежали из лагеря. Через месяц были пойманы и отправлены в концентрационный лагерь Нойенгамме, расположенный в 30 км от Гамбурга.

«Мы спросили политзаключенных: «Отсюда выпускают?». Нам ответили, что выпускают, указав на высокую трубу крематория, из которой валил густой черный дым».

Потянулись черные дни пребывания в концлагере. В непомерном труде и мучениях прошли зима и лето 1944 года. В лагере становилось все меньше и меньше заключенных. Заболевших и истощенных куда‑то увозили, а новых не привозили.

Но по мере того, как фашистов били на фронте, к узникам улучшалось отношение, рабочие немцы сообщали, что скоро вой­не конец. С самолетов сбрасывались листовки, в которых на русском и английском языках сообщалось о положении на Западном и Восточном фронтах. Но чувствовалось, что успехи Советской Армии умалялись, а победы англо-­американских вой­ск превозносились и восхвалялись. Заключенным из других стран, особенно из Голландии, Бельгии, Франции, помогал Красный крест, а наши пользовались тем, что доставалось от друзей, если их кто имел.

В лагере действовала подпольная организация, которая готовила восстание пред приходом вой­ск. Но в лагере их не оставили, а числа 21–22 апреля, когда союзные вой­ска стали приближаться к Гамбургу, ночью согнали в вагоны, поданные к лагерю и переправили в Любек на побережье Балтийского моря.

И прямо из вагонов перегнали на корабль "Кап Аркона", стоящий в гавани. Это был громадный пассажирский многопалубный пароход. Заключенных поместили в отсеки, где перевозили багаж. Через иллюминаторы они видели, что стоят на якоре в километрах семи от какого‑то города. Говорили, что на корабле находится свыше 7 тысяч заключенных. Было ясно — что‑то готовится, спасения нет.

Так этот корабль простоял до 3 мая. Вдруг среди бела дня над кораблем появились самолеты и начали бомбить. Корабль загорелся во многих местах. Люди пытались спастись, выламывали двери и бежали на палубу. Охраны никакой не было на корабле, но по заливу носились катера и обстреливали тех, кто пытался спастись.

Ему удалось спуститься по канату в холодную воду и продержаться какое‑то время на плаву, потом подвернулась большая доска, за которую удалось ухватиться. Сначала была стрельба по спасающимся, потом стихла. Появились шлюпки и лодки, в которых сидели французы и русские. Они стали подбирать тех, кто остался на поверхности. Был подобран и он.

И впервые за четыре года он почувствовал себя свободным. Он был спасен. И поэтому считал 3 мая 1945 года днем второго рождения.

7 мая был переправлен в расположение Советских вой­ск, стоящих недалеко от г. Росток на побережье Балтийского моря. День победы встретил, как говорится, дома. Был зачислен в боевую часть. Которая прочесывала местность на севере Германии, где орудовали группы недобитых фашистов, а в южной части польские и украинские националисты».

На этом мемуары Виктора Моисеевича заканчиваются, и осталось неизвестным, когда он вернулся на родину.

Дальнейшая судьба сложилась достойно. Хорошая семья — жена, сын и дочь. Вернулся к профессиональным обязанностям. Всю жизнь работал в сельских школах нашей Саратовской области. Преподавал историю. Был директором Сосновской восьмилетней школы. Работал учителем истории ЛСШ № 1. Затем — заведующим районным отделом образования Лысогорского района. Умер на 63 году жизни.

Сохранилось письмо с поздравлением с Днем Победы, написанное в мае 1971 года, товарищем В. М. Праведного из Чехии. Преисполненная гордостью и уважением к нашему героическому народу, хочу закончить свою статью цитатой этого письма из прошлого: «Я знаю, что не сумею выразить словами нашу благодарность Вашему ГЕРОИЧЕСКОМУ НАРОДУ за подвиг, который он совершил и освободил всю Европу от фашистов».

Оксана Чадаева